Вперёд и выше!
Меню сайта
Категории каталога
Cтатьи о вивах Закарпатья [22]
Статьи о вивах Урала [68]
Статьи о "просто хороших людях" [11]
Детская комната [1]
Говорят наши дети
Главная » Статьи » Статьи о вивах Урала

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ
1999.07. 

Чтобы попасть в Дивью пещеру, нынче[1], надо на автобусе долго ехать на север Пермской области через Березники, Соликамск и Чердынь, аж до паромной переправы через речку Колву. Паром берёт только легковушки, поэтому переправляемся на нем на другой берег «пешим порядком». Оттуда на заказанной машине до Ныроба, где пересаживаемся на катер и по реке, километров шесть, до поляны у входа в пещеру.
Через десять дней - домой, все в обратном порядке.
Гладко было на бумаге.
Но всё по порядку.

Раннее утро солнечного 8 июля 1999 года. До городского клуба спелеологов, наша семейная часть детского спелеолагеря (я - комендант лагеря, Тома - инструктор, Ярослава - слушатель), добираемся без приключений на трамвае. В клубе сонная Лысьва (городок такой под Пермью) и пару живых пермяков во главе с Сюрой (вообще-то звать его Саша).
Время около семи.
Потом приходит львовский автобус, потом приходит Попова Наталья (начальник и организатор этого безобразия), и мы начинаем грузиться. Потом долго мы стоим, а Попова по городу мотается, на Пухе (Саша Пухов) (вы правильно поняли, на пуховской машине, а не верхом на Сашке) в поисках некупленной тушёнки.
С трудом, но трогаемся - девять утра. Автобус петляет по улочкам города, вытянувшимся вдоль Камы и горнозаводской ветки ж-д., с видимой натугой, как больной человек, который тащит обычный, для здорового, груз обливаясь потом, задыхаясь и кашляя.
Гоню мысль, что все время зудит надоедливым гнусом: «Что-то давно мы без поломок на автобусах разъезжаем. По закону распределения подлости как бы чего не случилось.»
***
Ну вот, накаркал.
Едва перебравшись через Чусовской мост, трудно вскарабкавшись по пологому склону на ровное место, мотор кашлянув, для порядку, раз двадцать – заглох окончательно. Водила прижимает автобус к обочине и не торопясь лезет ему в «кишки». Не торопясь и я бреду к лесочку, что в полусотне метров от дороги, по своим делам. Не торопясь возвращаюсь к машине. Не торопясь предлагаю водиле свою помощь. Не торопясь возвращаюсь к двери, где кучкуются женщины, сразу же приступившие к выяснению у меня вопроса о том, - а стоит ли заголяться с целью принятия загара? Я полагаю, что не стоит, так как обещано, через четверть часа, продолжить движение в северном направлении. Трогаемся минут через тридцать пять. («Пришлось переставлять бобину, так как провода были в натяг, и от тряски выпадали из трамблера» - объясняет водила).
Следующие десять минут движемся не очень уверенно, но ровно: мотор с трудом вытягивает даже некрутые подъемы. Проезжаем Полазну и уже на выезде из города, едва оставив, справа, церковь, на подъеме глохнем второй раз. Поскольку последние полчаса тревожное чувство во мне только усиливается, то успеваю выскочить из салона, найти два подходящих камня и засунуть их под колеса, пока водила жмет на тормоза (ручник, ясно дело, машину на склоне не держит).
С третей или четвертой попытки мотор схватывает и нехотя тащит нашу развалюху дальше в гору. В кабину заскакиваю на ходу.
Некоторое время (отъехали километров на десять) движемся довольно спокойно. Потом на задворках нашей колымаги возникает суета, и чей то голос требует остановиться - сильно пахнет паленым. Машина сворачивает к обочине и довольно резко тормозит. Мимо меня, под крышей салона автобуса, прокатывается нечто серое, мохнатое. Ударившись в лобовое стекло «это» превращается в банальнейший клуб дыма.
- «Горим!» кричат одновременно несколько голосов.
Оглядываюсь.
В салоне огня нет. Тянутся из-за груды рюкзаков тоненькие струйки дыма. Протискиваюсь на выход, выглядываю из двери.
-Ага! Кажется, действительно горим. Корма автобуса окутана сизыми клубами. Из воздухозаборника моторного отсека, весёлыми чертенятами, нечаянно вырвавшимися на волю, скачут завораживающе-оранжевые языки огня.
Дюжина шагов бегом вдоль борта.
Водитель уже здесь, открывает люк…
С ликующим ревом из отсека на волю вырывается пламя. А как же, свежего кислородика на растопку подкинули. Успеваю разглядеть, что эпицентр «огневого веселья» внизу у правого борта.
Падает крышка люка.
Занавес опускается...
Дюжина шагов к кабине. Где то у входа закреплен огнетушитель. Выдергиваю красный баллон из гнезда. Глухо рвется удерживающая его проволока. Дюжина шагов обратно. На ходу отлепляю куски черной изоленты прижимающей ручку. Рву… Обломки ее вываливаются наземь. Изолента, оказывается, скрепляла их в единое целое, придавая вполне исправный вид. Ошметками пластмассы, оставшимися в руках, еще пытаюсь подцепить скобу, что в глубине крышки, а ноги отсчитывают очередную дюжину шагов к кабине – где в проходе, помнится, стоит дюралевая десятилитровая канистра с питьевой водой. На ходу откручиваю пробку, сую ее кому-то в руки.
Народ начинает понемногу («не создавая паники») освобождать салон.
Все, я на исходной позиции. Водила уже в верхонках. Командую –«Давай!» Люк открывается и я плещу из горловины в середину багрового цветка навстречу взметнувшимся хищным его лепесткам. Раз… Другой... Третий… «На тебе! Охолонь малость». Руки больше не терпят жара, и повинуясь моей команде крышка занимает исходное положение. Будто в отместку, на скругленной поверхности воздухозаборника быстро расползается коричневое пятно, мгновенно чернеет, и взрывается порослью оранжевых лепестков. Горит краска. Полное ощущение, что огонь пророс сквозь металл. Пару порций воды на пятно «Ага! Не нравится! Шипишь. Ну что ж, продолжим водные процедуры».
Крышка вверх, и пока жар терпят руки, плещу и плещу в нутро, а в качестве променада - на борт. Внутрь… На борт… Еще раз… И еще. Огонь распадается на несколько частей, и воевать с ними становится значительно проще… Ну вот вроде и все. Клубы пара. Шипение, тонкие завиточки дыма. Оглядываюсь.
Ого! Оказывается, прибыло подкрепление. Сзади стоит три легковушки, их хозяева с красными баллонами наперевес готовы сменить уставших «бойцов», а через дорогу, от тормознувшего «Запорожца» спешит симпатичный дедуля с баллончиком миниатюрного огнетушителя в протянутой руке: «Ребята, вам не надо?» Устало улыбаюсь.
«Спасибо мужики, Вроде справились сами» (с чего вдруг устал, по внутренним часам не прошло и минуты.) Потом еще, с полчаса, караулим случайны и неслучайные дымки, плёская для острастки остатками воды в подозрительные места.
Теперь можно осмотреться. Стоим в 10 метрах за километровым столбом шоссе Пермь – Березники, 53 километр едва проехали.
Смотрю на часы: - стрелки едва за десять перевалили.
Разгружаем автобус. Выбираю место для кострища. Отправляю детей за хворостом.
Надо как-то дать о себе знать на Автобазу, что так удружила нам. Наталья предлагает съездить в Добрянку, там у неё знакомые и оттуда прозвониться в Пермь (эра сотовых телефонов еще не наступила. Но уже на подходе).
Пока кормим детей, обедо-завтракаем сами.
Проезжающие ГАИшники (спасибо им) отвозят женщин с канистрами к святому источнику за водой (он дальше по дороге километрах в пяти). К 12 часам, появляется главный инженер автобазы, сокрушённо разводит руками и через час обещает другой автобус.
Солнце не торопясь совершает свой привычный небесный маршрут.
На небе ни облачка и дамы с удовольствием принимают загар, вызывая лёгкий ажиотаж в среде ГАИшников. Машина их с завидной регулярностью притормаживает возле нас и служивые интересуются разными всякостями. Заодно, пару раз еще, отвозят наших дам за водой. Солнечная колесница, между тем, перевалила через зенит.
Готовим полноценный обед.
Второго автобуса все нет, и мы начинаем слегка нервничать. Часам к трем вдруг возникает смешной вопрос: - «Сергеич! А у тебя водки нет?». – смущённо развожу руками: - «Дети-же». Оказывается, все поступили абсолютно одинаково, и снять нарастающую тревогу нечем.. Попова опять едет в Добрянку, во-первых - необходимо прояснить ситуацию, - во-вторых – на переправу через Колву мы уже не успеваем, а там, на другом берегу, нас должна ждать машина, чтобы довести до Ныроба. - Ну и заодно восполнить пробел в продуктовой корзине экспедиции.
Возвращается после четырёх. Ситуация такова: - посланный к нам резервный автобус… сломался, не доезжая Полазны. Начальство, в тревоге, но все-таки подыскало еще одну машину и она вот-вот отправится в путь. - Машину из Ныроба отменили, перенеся заказ на завтра. - продуктовая корзина пополнилась. Нет только тушёнки.

[1] В советские времена ты покупал билет в аэропорту местных авиалиний Бахаревка, садился в самолётик АН-2 и через два часа выходил в Ныробе. Два часа пёхом и, переправившись через Колву, оказываешься почти рядом с пещерой.

Категория: Статьи о вивах Урала | Добавил: sergeeich7852 (30.01.2010)
Просмотров: 611 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 sergeeich7852  
0
Нынче дорога до Ныроба возможна без всяких сложностей. Там, где в 1999 году была переправа, сейчас возвышается мост, который построили буквально через год после нашего путешествия.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright VIV © 2024
Конструктор сайтов - uCoz