Впервые об этом интереснейшем археологическом памятнике мы
услышали в Хорезмской экспедиции, где о нем рассказывались легенды, но
доподлинно никто ничего не знал. Услышав одну из таких таинственных историй,
приукрашенную фантазией Ю.А.Раппопорта, мы "заболели" мечтой о
пещерах Бутентау. Стали разыскивать о них письменные сообщенияи нашли только коротенькое упоминание в
отчете о разведочном маршруте Хорезмской экспедиции 1952 г. ПрофессорС.П. Толстов писал, что замеченные во время
разведки пещеры Бутентау не могли быть обследованы из-за отсутствия
специального снаряжения и времени, но по нескольким сероглиняным обломкам
керамики, найденными в осыпях, они могут
быть предположительно отнесены к X!! -Х1У вв.
.
Рядом с пещерным городом
находятся развалины позднесредневекового города Адака.
На фоне яркой и фантастической истории, услышанной нами от
Юрия Александровича Раппопорта, сведения, почерпнутые из отчета Сергея
Павловича Толстова о пещерах Бутентау, показались скупыми и серыми. Неудержимо
захотелосьсамим разобраться
во всем, заглянуть в эти загадочные пещеры и отделить вымысел от
действительности. Так внасродилсяисследовательский азарт...
Но легко сказать: заглянуть самим в пещеры Бутентау!
Несколько тысяч километров по суше, морю и пескам отделяет Закарпатье от северо-западной
окраины Каракумов, где, обдуваемое неистовыми ветрами пустыни, стоит, как
остров в море, плато Бутентау. Чтобы попасть в Каракумы, закарпатцам
надо было поездом и самолетом добраться до столицы Каракалпакии -Нукуса, а
затем на машинах ехать через Аму-Дарью на левобережье, в глубь песков.
Многим эта затея показалась нелепой и безумной, им не верилось в реальность ее осуществления.
Даже профессор Толстов отнесся к этой идее неодобрительно: очень уж рискованным
ему казалось самодеятельное туристское путешествие в те края. Он так и ответил
на запрос Украинской туристской секции: "Гибель туристов в тех местах
неизбежна, если не будет транспорта».
Однако, когда небольшая группаэнтузиастов этой "безумной затеи",
состоявшая из закарпатцев - журналиста Степана Балакина, инженера Иосифа Антки,
археолога Ирины Пташниковой и киевлянки, полиграфиста Натальи Горбуновой, появилась
в лагере Хорезмской археологической экспедиции в полной походной форме и попросила
напутствия у профессора Толстова, Сергей Павлович, конечно, не смог нам
отказать и только просил не очень рисковать...
Вот отрывок из письма руководителя похода Ирины Васильевны Пташниковой в Президиум
республиканской секции туризма Украины о предстоящем осенью 1955 года путешествии:
«Поход Ш категории трудности по Северным Каракумам и дельте Аму-Дарьи проводится с целью
освоения новых туристских маршрутов высшей категории трудности, обследования
средневековогопещерного городав обрыве чинка Устюрта, сбора коллекций и
гербариев. Походбудеткомбинированным – пешим, с
использованиемвьючных верблюдов, и
лодочным. Протяженность пешеходно-караванного маршрута – около 300 км,
лодочного – 180. Длительность путешествия-25 дней ( без дневок).
Познавательные объектыпутешествия:
Участникипохода знакомятся
с природой, бытом, культурой и экономикойгородов и селений Туркменскойи
Узбекскойреспублик, а такжеКаракалпакии. Особый интерес натерритории Хорезмской областипредставляют памятники древнехорезмской
культуры, которые будутчасто встречаться
на намеченном маршруте. По мере надобности участники похода будут
проводитьфиксациюи описание памятников, а в случаенахождения новых, еще не известных ранее – и
поверхностноеих обследование, нанесение
на карту, фотографирование. До началасобственно
маршрута участники похода побывают на раскопках, проводимых Хорезмийской
археологическойэкспедиции АН СССР под
руководством члена-корреспондента АН СССР С.П. Толстова и получат
соответствующий инструктаж от руководителя экспедиции, ознакомятся с раскапываемымипамятниками бронзового века иантичности.
В районном
центре Куня-Ургенч, в прошлом столице Хорезмийского государства, участники
ознакомятсяс
художественно-архитектурными памятникамисредневековых зодчих - с высочайшим (62м) в мире минаретом, мавзолеем
Тюрабек-ханум и т.п..
ИзКуня-Ургенчаначинается пеше-караванный маршрут. В последнемнаселенномпункте перед выходомв
пустынюк обрыву (чинку) Устюрта,
участники ознакомятся с бытомодного из лучших
в Туркмении колхозов-миллионеров, колхозом «Большевик», насчитывающимоколо 30
Героев Соцтрудапримерно на 4 тысячи жителей.
Для
обеспечения безаварийностиэтого похода
сделано следующее:
1)В малонаселенной и безводнойчасти маршрутагруппу будет сопровождать караванверблюдов, груженый бочкамис водойиз расчета по 5литров воды на
человека и по 14 литровна верблюда в
день.
2) Маршрут проложен в местности, удаленнойот колодцевне более чем на 2-3 верблюжьих перехода (50-75 км). При группевсегда будет запасводы не менее, чем на 4-5 дней.
3) Благодаря связи, установленной с Каракалпакскимреспубликанским комитетом физкультуры и
спорта, на месте, в Нукусе, будет окончательно выверен на
подробных картах маршрут, с карт будут сняты кроки.
4) С помощьютого
же респкомфизкульта будет подготовленнаем
лодок, верблюдов и бочек. Комитету будут даны также контрольные сроки
выходав "ненаселенку", возвращения в
населенный пункти прибытия в
конечныйпунктмаршрута- порт Муйнак на Аральском море. В случае
невывполнения контрольного срока из Нукусского аэропорта на маршрут группы
вылетит самолет.
5)Группа будет поддерживать, где возможно, контакт сХорезмскойархеологической экспедицией, база которой находитсяв Куня-Ургенче
6) Для обеспечения безопасности в водной части маршрута (дельта реки Аму-Дарьи), лодки будут скреплены по две рядом для устойчивости, что
практикуется местным населением.Кроме того, участники будут снабжены резиновыми
надувными кругами.
7)Запас продовольствия ( из расчета по 25 рублей в день на
человека) будет заготовлен, в основном, в Киеве. Припрохождении населенных пунктов маршрута запас
продуктов будет пополняться овощами, мясом, молоком, фруктами.Кроме того,
кое-что даст попутная охота (берем два охотничьих ружья и рыбная ловля)
8) Для предупреждения заболеваний дизентерией, малярией и
т.п. участники обязаны будут принимать профилактические дозы бактериофага,
антибиотиков, акрихина и пр.-по предписанию врача
8) Для обеспечения безопасности при обследовании пещерного
города Бутентау берем два отрезкакапроновой веревки (2х30 м) репшнур, карабины, скальные крючья. Осмотр
наиболее труднодоступных пещер будет доверен только опытным
скалолазам-альпинистам, имеющимся в составе группы.
Время проведения похода (август-сентябрь 1955года) избирается по следующим соображениям- в это
время уже меньше жара, а в Аму-Дарье меньше уровень воды. Менее опасны
такжеразличные ядовитые насекомые и
змеи
Содержание маршрута:
Прибыв в конечный ж-д пункт-Ургенч, группа переправляется на пароме на правый
берег Аму-Дарьи, попутной машиной едет в г.Турткуль, откуда на экспедиционной
машине отправляется в лагерь экспедиции для ознакомленияс раскопками и получения инструктажа от
руководства экспедиции . Наследующий
день возвратившись в Турткуль, автобусом или попутной машиной отправляемся в
Нукус для встречи в Каракалпакскомреспубликанском комитете физкультуры и спорта с местными туристами для
уточненияконтрольных сроков,
детализирования маршрутана подробных
картах и принятия в свой состав представителей каракалпакских туристов.
Из Нукуса группа переправляется паромом ( или лодками) на
левый берег, в Ходжейли, откудапопутными машинами (или автобусом ) едет в город Куня-Ургенч,
Ташаузской обл. Туркменской ССР. В Куня-Ургенче, остановившись на базеХорезмской экспедиции, нанимаем верблюдов и
бочки для воды. Далее отправляемсяв
сопровождении каравана- отсюда начинается собственно маршрут:
Куня-Ургенч-
пос. Ленинск-40 км
пос.
Ленинск –колодец Ербурун -36 км
колодец
Ербурун- развалины крепости Адак-44 км
крепость
Адак-возвышенность Бутентау-12 км
( Из крепостиАдакчасть верблюдов вернется к
колодцу Ербурун за водой и затем доставитее к возвышенности Бутентау, где вся группа будет занятаобследованием пещерного города. Остановка у
пещерного города продлится2-3 дня. С
возвращениемверблюдов с водойдвижемся вдоль чинка на север и северовосток,
обследуя его)
пещеры
Беш Тешик- крепость Дев-Кескен (Вазир)
крепость
Дев-Кескен- подъемна плато и
пересечение мыса Устюрт
мыс
Устюрт-средневековая крепость Шемаха кала
Шемаха
кала- к/з «Большевик»
к/з
«Большевик»- Куня-Ургенч
Куня-Ургенч-Ходжейли
(расчет верблюдов и переправа на правый берег)
Ходжейли
–Нукус
Нукус-Муйнак
(на лодках 180 км)
Наиболее сложной будет безводнаяи ненаселеннаячастьмаршрута в районемежду колодцем
Ербурун-пещерный город-чинк Устюрт-Вазир-Шемаха кала- к/з «Большевик».Эта часть
пути займетне менее 14 дней, включая
дневки и обследование пещер.
Препятствиями на
этом участкебудутпески, обрывы, каньоныдревних русел (реки Дарьялык и др), безводье.
В дельте Аму-Дарьи препятствиями послужатзаросли камыша , обилие протоки
рукавов , в которых трудно ориентироваться.
Категорные требования для летнейтройкибудут полностью выполненыуже на
пеше-караванном участкемаршрута (до
Куня-Ургенча группа пройдетоколо 360
км)
Водная часть маршрутавключаетсядля разведки с целью
ответить на вопрос – возможна ли летняя «тройка» в дельте Аму-Дарьи при условии
судоходства в этой части реки...».
Тогда, в сентябре 1955 года мы добрались до пещерного
города Бутентау. У нас было три верблюда, четыре бидона для воды, пара ледорубов,
конец альпинистской основной веревки, много энтузиазма и очень мало времени. В
коротенький профсоюзный отпуск, кроме времени на длинную дорогу с Украины в
Среднюю Азию, обследования заветных пещер, нам - по тогдашним нормативным требованиям - нужно
было еще втиснуть прохождение туристского маршрута высшей категории трудности, т.е.
не менее 860 км пешком. Спортобщество
нас субсидировало только на таких условиях - что было делать!
Вот поэтому в тот раз мы смогли только прикоснуться к
покрывалу тайны пещерного города Бутентау. С большим трудом забрались мы в
одну из полуобвалившихся пещер, которая, к счастью, соединялась с
несколькимидругими, а затем побывали
еще в двух небольших пещерах.
Обо всем этом мы написали в небольшом очерке "Рождение мечты" (см.также http://culture.uzsci.net/personalia/ptashnikova/dream.html), изданном
в 1961 г. издательством "Физкультура и спорт" (авторы Н.Горбунова и
И. Пташникова).
И снова стали собираться в Каракумы.
Надежда на то, чтобы побывать в Бутентау более основательно
осуществилась только через 10 лет, в мае 1965 года. Энтузиастов и на этот раз
оказалось не намного больше, чем в первый раз - всего шестеро человек:
ужгородцы Степан Балакин, Георгий Семенов, Наталья Андреева и Ирина
Пташниковаи двое одесситов :Алла Шевчук
и Семен Лившин.
Другие быстро отсеялись,
узнав, что экспедиция проводится полностью за свой счет, что там очень жарко и
что змеи в мае особенно ядовиты...
***
Разрешение на
проведение экспедиции 1965 года
было получено от Института археологии Академии наук Туркмении и от работающей в
тех местах много лет Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Вернее, этобыл «Открытый лист», а не разрешение на
раскопки, на них никто из нас не имел права. Просто нам разрешалось провести
археологические разведки на плато Бутентау и в пещерах его чинка.
Практически же осуществление этого плана оказалось возможным
только благодаря отделу археологии Каракалпакского института истории, языка и
литературы. (Каракалпакский филиал АН УзССР) , отправлявшего небольшой отряд
археологов в район Бутентау. Руководил этой экспедицией Ермек Бижанов, аспирант
-археолог. Кроме него, в ее состав входила кандидат исторических наук
Александра Васильевна Гудкова. Экпедиции еще полагалось иметь двух рабочих – вот
их обязанности мы все и взялись
выполнять. За что нам предоставлялся транспорт, т.е. места в машине, нас
обеспечивали водой, раскладушками и даже спальными мешками.
Это оказалось очень удачным содружеством науки и спорта:
мы помогли ученым своим трудом, они же дали нам возможностьсовершить задуманное.
***
ВНукусском аэропорту
нас никто не встречал. Едвауладилинедоразумение со стражами порядка из-за недозволенных киносъемок,
начатых Аллой (чудаки, будь они понаблюдательнее, то сразу бы заметили, какой
из нее кинооператор и не волновались бы зря!). Идея заснятьгруппу еще в полете, над заветнойцелью путешествия, Кара-Кумами, пришла ей в
голову поздновато. Когдаона спросила
разрешения у пилотов, те ей вежливо отказали, сославшись на то, что скоро
посадка.Да и стюардесса нас давно невзлюбила за то, что не сидели
спокойно на местах, как другие пассажиры, а,воспользовавшись неполной загрузкой самолета, бросалисьот одного иллюминатора к другому, пытаясь с
высоты 9000 метров рассмотреть свой будущий путь по пескам. И теперь она с
радостью прицепилась к такому серьезному нарушению порядка, как киносьемка на
борту самолета:
-Товарищи, вы что, неграмотные?Разве вы не видите надписи:«просьба спрятать фото- и киноаппараты»?
Но Аллу не так-то легко смутить, если она за что-нибудь
взялась:
-А почему нельзя? Нет, вы мне объясните, почему?
-Да засветите вы ей кинопленку и все тут, - подал совет
кто-то из пассажиров.
Назревал скандальчик. Но тут вмешался наш железный
главнокомандующий, Степан, и конфликтрассосался. Он мастер улаживать конфликты, чего не скажешьо других. Слишком уж эмоциональный народ
подобрался.
За киносъемочными переживаниями не заметили, как подали трап
и пассажиры начали сходить. В толпе встречающихне видно было не то что медных труб оркестра и цветов, но и мало-мальски
знакомого лица. С Сашей Гудковой я когда-то работалав экспедиции и надеялась узнать. Ермека же
никто не знал. Но их почему-то не было, хотя телеграмму мы импослали.
Совсем уже отчаявшись и решиви,что самим придетсяискать этот загадочный «филиал», мы пошли
к автобусу, как вдруг услыхали:
-Так это вы!- Саша почти не изменилась. И через минуту,
перезнакомившись со всей группой,уже расспрашивала насо маршруте.
-Да, кстати, а как твои товарищи относятся к гипотезе С.П.
Толстова о том, чтопещерный город
Бутентау мог быть древним «городом отверженных»?
-Древним лепрозорием? Вот так сюрприз! Впервые слышу.
-А мне говорили, что профессор тебя предупреждал.
-Ну что ж! Теперь уже поздно об этом говорить. Рискнем, но
будем осторожны. Лет через двадцать узнаем результат.
Узнав о сути нашего разговора, все согласились рисковать
сознательно, сняв тем самым ответственность с наших ученых друзей...
...Поход прошел, как и предполагалось, но это уже другая
история.