Вперёд и выше!
Меню сайта
Категории каталога
Cтатьи о вивах Закарпатья [22]
Статьи о вивах Урала [68]
Статьи о "просто хороших людях" [11]
Детская комната [1]
Говорят наши дети
Главная » Статьи » Cтатьи о вивах Закарпатья

Бутентау -1955/1965

 

Впервые об этом интереснейшем археологическом памятнике мы услышали в Хорезмской экспедиции, где о нем рассказывались леген­ды, но доподлинно никто ничего не знал. Услышав одну из таких таин­ственных историй, приукрашенную фантазией Ю.А.Раппопорта, мы "за­болели" мечтой о пещерах Бутентау. Стали разыскивать о них пись­менные сообщения  и нашли только коротенькое упоминание в отчете о разведочном маршруте Хорезмской экспедиции 1952 г. Профессор  С.П. Толстов писал, что замеченные во время разведки пещеры Бутентау не могли быть обследованы из-за отсутствия специального снаряжения и времени, но по нескольким сероглиняным обломкам керамики, найденными в осыпях, они  могут быть предположительно отнесены к X!! -Х1У вв.

.

Рядом с пещерным городом находятся развалины позднесредневекового города Адака.

 

На фоне яркой и фантастической истории, услышанной нами от Юрия Александровича Раппопорта, сведения, почерпнутые из отчета Сергея Павловича Толстова о пещерах Бутентау, показались скупыми и серыми. Неудержимо захотелось самим разобраться во всем, заглянуть в эти загадочные пе­щеры и отделить вымысел от действительности. Так в  нас  родился  исследовательский азарт...

 

Но легко сказать: заглянуть самим в пещеры Бутентау! Несколь­ко тысяч километров по суше, морю и пескам отделяет Закарпатье от се­веро-западной окраины Каракумов, где, обдуваемое неистовыми ветрами пустыни, стоит, как остров в море, плато Бутентау. Чтобы  попасть в Каракумы, закарпатцам надо было поездом и самолетом добраться до сто­лицы Каракалпакии -Нукуса, а затем на машинах ехать через Аму-Дарью на левобережье, в глубь песков.

 

Многим эта затея показалась нелепой и безумной,  им не верилось в реальность ее осуществления. Даже профессор Толстов отнесся к этой идее неодобрительно: очень уж рискованным ему казалось самодея­тельное туристское путешествие в те края. Он так и ответил на запрос Украинской туристской секции: "Гибель туристов в тех местах неизбеж­на, если не будет транспорта».

 

Однако, когда небольшая группа  энтузиастов этой "бе­зумной затеи", состоявшая из закарпатцев - журналиста Степана Балакина, инженера Иосифа Антки, археолога Ирины Пташниковой и киевлянки, полиграфиста Натальи Горбуновой, поя­вилась в лагере Хорезмской археологической экспедиции в полной по­ходной форме и попросила напутствия у профессора Толстова, Сергей Павлович, конечно, не смог нам отказать и только просил не очень рисковать...


Вот отрывок  из письма руководителя похода Ирины Васильевны Пташниковой  в Президиум республиканской секции туризма Украины о предстоящем  осенью 1955 года путешествии:

 

«Поход Ш категории трудности по Северным Каракумам и дельте Аму-Дарьи проводится с целью освоения новых туристских маршрутов высшей категории трудности, обследования средневекового  пещерного города  в обрыве чинка Устюрта, сбора коллекций и гербариев. Поход  будет  комбинированным – пешим, с использованием  вьючных верблюдов, и лодочным. Протяженность пешеходно-караванного маршрута – около 300 км, лодочного – 180. Длительность путешествия-25 дней ( без дневок).

 

Познавательные объекты  путешествия:


Участники  похода знакомятся с природой, бытом, культурой и экономикой  городов и селений Туркменской  и Узбекской  республик, а также  Каракалпакии. Особый интерес на  территории Хорезмской области  представляют памятники древнехорезмской культуры, которые будут  часто встречаться на намеченном маршруте. По мере надобности участники похода будут проводить  фиксацию  и описание памятников, а в случае  нахождения новых, еще не известных ранее – и поверхностное  их обследование, нанесение на карту, фотографирование. До начала  собственно маршрута участники похода побывают на раскопках, проводимых Хорезмийской археологической  экспедиции АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР С.П. Толстова и получат соответствующий инструктаж от руководителя экспедиции, ознакомятся  с раскапываемыми  памятниками бронзового века и  античности.

     В районном центре Куня-Ургенч, в прошлом столице Хорезмийского государства, участники ознакомятся  с художественно-архитектурными памятниками  средневековых зодчих - с высочайшим (62м) в мире минаретом, мавзолеем Тюрабек-ханум и т.п..

     Из  Куня-Ургенча  начинается пеше-караванный маршрут. В последнем  населенном  пункте перед выходом  в пустыню  к обрыву (чинку) Устюрта, участники ознакомятся с бытом  одного из лучших в Туркмении колхозов-миллионеров, колхозом «Большевик», насчитывающим около 30 Героев Соцтруда примерно на 4 тысячи жителей.


       Для обеспечения безаварийности  этого похода сделано следующее:


1)В малонаселенной и безводной  части маршрута  группу будет сопровождать караван  верблюдов, груженый бочками  с водой  из расчета по 5  литров воды на человека и по 14 литров  на верблюда в день.

2) Маршрут проложен в местности, удаленной  от колодцев  не более чем на 2-3 верблюжьих перехода (50-75 км). При группе  всегда будет запас  воды не менее, чем на 4-5 дней.

3) Благодаря связи, установленной с Каракалпакским  республиканским комитетом физкультуры и спорта,  на месте, в Нукусе, будет окончательно выверен на подробных картах маршрут, с карт будут сняты кроки.

4) С помощью  того же респкомфизкульта будет подготовлен  наем лодок, верблюдов и бочек. Комитету будут даны также контрольные сроки выхода  в "ненаселенку", возвращения в населенный пункт  и прибытия в конечный  пункт  маршрута- порт Муйнак на Аральском море. В случае невывполнения контрольного срока из Нукусского аэропорта на маршрут группы вылетит самолет.

5)Группа будет поддерживать, где возможно, контакт с  Хорезмской  археологической экспедицией, база которой находится  в Куня-Ургенче

6) Для обеспечения безопасности в водной части маршрута (дельта реки Аму-Дарьи), лодки будут скреплены по две рядом для устойчивости, что практикуется местным населением.Кроме того, участники будут снабжены резиновыми надувными кругами.

7)Запас продовольствия ( из расчета по 25 рублей в день на человека) будет заготовлен, в основном, в Киеве. При  прохождении населенных пунктов маршрута запас продуктов будет пополняться овощами, мясом, молоком, фруктами.Кроме того, кое-что даст попутная охота (берем два охотничьих ружья и рыбная ловля)

8) Для предупреждения заболеваний дизентерией, малярией и т.п. участники обязаны будут принимать профилактические дозы бактериофага, антибиотиков, акрихина и пр.-по предписанию врача

8) Для обеспечения безопасности при обследовании пещерного города  Бутентау берем два отрезка  капроновой веревки (2х30 м) репшнур, карабины, скальные крючья. Осмотр наиболее труднодоступных пещер будет доверен только опытным скалолазам-альпинистам, имеющимся в составе группы.


Время проведения похода (август-сентябрь 1955года)  избирается по следующим соображениям- в это время уже меньше жара, а в Аму-Дарье меньше уровень воды. Менее опасны также  различные ядовитые насекомые и змеи

 

Содержание маршрута:


Прибыв в конечный ж-д пункт-Ургенч, группа переправляется на пароме на правый берег Аму-Дарьи, попутной машиной едет в г.Турткуль, откуда на экспедиционной машине отправляется в лагерь экспедиции для ознакомления  с раскопками и получения инструктажа от руководства экспедиции . На  следующий день возвратившись в Турткуль, автобусом или попутной машиной отправляемся в Нукус для встречи в  Каракалпакском  республиканском комитете физкультуры и спорта с местными туристами для уточнения  контрольных сроков, детализирования маршрута  на подробных картах и принятия в свой состав представителей каракалпакских туристов.

Из Нукуса группа переправляется паромом ( или лодками) на левый берег, в Ходжейли, откуда  попутными машинами (или автобусом ) едет в город Куня-Ургенч, Ташаузской обл. Туркменской ССР. В Куня-Ургенче, остановившись на базе  Хорезмской экспедиции, нанимаем верблюдов и бочки для воды. Далее отправляемся  в сопровождении каравана- отсюда начинается собственно маршрут:

  1. Куня-Ургенч- пос. Ленинск-40 км
  2. пос. Ленинск –колодец Ербурун -36 км
  3. колодец Ербурун- развалины крепости Адак-44 км
  4. крепость Адак-возвышенность Бутентау-12 км

( Из крепости  Адак  часть верблюдов вернется к колодцу Ербурун за водой и затем доставит  ее к возвышенности Бутентау, где вся группа будет занята  обследованием пещерного города. Остановка у пещерного города продлится  2-3 дня. С возвращением  верблюдов с водой  движемся вдоль чинка на север и северовосток, обследуя его)

  1. пещеры Беш Тешик- крепость Дев-Кескен (Вазир)
  2. крепость Дев-Кескен- подъем  на плато и пересечение мыса Устюрт
  3. мыс Устюрт-средневековая крепость Шемаха кала
  4. Шемаха кала- к/з «Большевик»
  5. к/з «Большевик»- Куня-Ургенч
  6. Куня-Ургенч-Ходжейли (расчет верблюдов и переправа на правый берег)
  7. Ходжейли –Нукус
  8. Нукус-Муйнак (на лодках 180 км)

 

Наиболее сложной будет безводная  и ненаселенная  часть  маршрута в районе  между колодцем Ербурун-пещерный город-чинк Устюрт-Вазир-Шемаха кала- к/з «Большевик».Эта часть пути займет  не менее 14 дней, включая дневки и обследование пещер.

 

 Препятствиями на этом участке  будут  пески, обрывы, каньоны  древних русел (реки Дарьялык и др), безводье. В дельте Аму-Дарьи препятствиями послужат  заросли камыша , обилие проток  и рукавов , в которых трудно ориентироваться.

Категорные требования для летней  тройки  будут полностью выполнены  уже на пеше-караванном участке  маршрута (до Куня-Ургенча группа пройдет  около 360 км)

Водная часть маршрута  включается  для разведки с целью ответить на вопрос – возможна ли летняя «тройка» в дельте Аму-Дарьи при условии судоходства в этой части реки...».

 

 

Тогда, в сентябре 1955 года мы добрались до пещерного города Бутентау. У нас было три верблюда, четыре бидона для воды, пара ле­дорубов, конец альпинистской основной веревки, много энтузиазма и очень мало времени. В коротенький профсоюзный отпуск, кроме времени на длинную дорогу с Украины в Среднюю Азию, обследования заветных пещер, нам  - по тогдашним нормативным требованиям - нужно было еще втиснуть прохождение туристского маршрута высшей категории трудности, т.е. не менее 860 км  пешком. Спортобщество нас субсидировало только на таких условиях - что было делать!

 

Вот поэтому в тот раз мы смогли только прикоснуться к покры­валу тайны пещерного города Бутентау. С большим трудом забрались мы в одну из полуобвалившихся пещер, которая, к счастью, соединялась с несколькими  другими, а затем побывали еще в двух небольших пещерах.


Обо всем этом мы написали в  небольшом очерке "Рождение мечты" (см.также http://culture.uzsci.net/personalia/ptashnikova/dream.html), изданном в 1961 г. издательством "Физкультура и спорт" (авторы Н.Горбунова и И. Пташникова).

И снова стали собираться в Каракумы.

 

Надежда на то, чтобы побывать в Бутентау более основатель­но осуществилась только через 10 лет, в мае 1965 года. Энтузиастов и на этот раз оказалось не намного больше, чем в первый раз - всего шестеро человек: ужгородцы Степан Балакин, Георгий Семенов, Наталья Андреева и Ирина Пташникова  и двое одесситов :Алла Шевчук и Семен Лившин.


Другие  быстро отсеялись, узнав, что экспедиция проводится полностью за свой счет, что там очень жарко и что змеи в мае особенно ядовиты...

                                    

 

 

                                              *  *  *

 

  Разрешение на проведение экспедиции 1965 года было получено от Института археологии Академии наук Туркмении и от работающей в тех местах много лет Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Вернее, это  был «Открытый лист», а не разрешение на раскопки, на них ни­кто из нас не имел права. Просто нам разрешалось провести археологи­ческие разведки на плато Бутентау и в пещерах его чинка.

 

Практически же осуществление этого плана оказалось возможным только благодаря отделу археологии Каракалпакского института истории, языка и литературы. (Каракалпакский филиал АН УзССР) , отправлявшего небольшой отряд археологов в район Бутентау. Руководил этой экспедицией Ермек Бижанов, аспирант -археолог. Кроме него, в ее состав входила кандидат исторических наук Александра Васильевна Гудкова. Экпедиции еще полагалось иметь двух рабочих – вот их  обязанности мы все и взялись выполнять. За что нам предоставлялся транспорт, т.е. места в машине, нас обеспечивали водой, раскладушками и даже спальными мешками.

Это оказалось очень удачным содружеством науки и спорта: мы помогли ученым своим трудом, они же дали нам возможность  совершить задуманное.


                           

 

                                 *  *  *

В  Нукусском аэропорту  нас никто не встречал. Едва  уладили  недоразумение со стражами порядка из-за недозволенных киносъемок, начатых Аллой (чудаки, будь они понаблюдательнее, то сразу бы заметили, какой из нее кинооператор и не волновались бы зря!). Идея заснять  группу еще в полете, над заветной   целью путешествия, Кара-Кумами, пришла ей в голову поздновато. Когда  она спросила разрешения у пилотов, те ей вежливо отказали, сославшись на то, что скоро посадка.Да и стюардесса нас давно невзлюбила за то, что не сидели спокойно на местах, как другие пассажиры, а,  воспользовавшись неполной загрузкой самолета, бросались  от одного иллюминатора к другому, пытаясь с высоты 9000 метров рассмотреть свой будущий путь по пескам. И теперь она с радостью прицепилась к такому серьезному нарушению порядка, как киносьемка на борту самолета:

 

-Товарищи, вы что, неграмотные?  Разве вы не видите надписи:  «просьба спрятать фото- и киноаппараты»?


Но Аллу не так-то легко смутить, если она за что-нибудь взялась:

 

-А почему нельзя? Нет, вы мне объясните, почему?

-Да засветите вы ей кинопленку и все тут, - подал совет кто-то из пассажиров.


Назревал скандальчик. Но тут вмешался наш железный главнокомандующий, Степан, и конфликт  рассосался. Он мастер улаживать конфликты, чего не скажешь  о других. Слишком уж эмоциональный народ подобрался.

 

За киносъемочными переживаниями не заметили, как подали трап и пассажиры начали сходить. В толпе встречающих  не видно было не то что медных труб оркестра и цветов, но и мало-мальски знакомого лица. С Сашей Гудковой я когда-то работала  в экспедиции и надеялась узнать. Ермека же никто не знал. Но их почему-то не было, хотя телеграмму мы им  послали.

 

Совсем уже отчаявшись и решиви,  что самим придется  искать этот загадочный «филиал», мы пошли к автобусу, как вдруг услыхали:

-Так это вы!- Саша почти не изменилась. И через минуту, перезнакомившись со всей группой,уже расспрашивала нас  о маршруте.

 

-Да, кстати, а как твои товарищи относятся к гипотезе С.П. Толстова о том, что  пещерный город Бутентау мог быть древним «городом отверженных»?

-Древним лепрозорием? Вот так сюрприз! Впервые слышу.

-А мне говорили, что профессор тебя предупреждал.

-Ну что ж! Теперь уже поздно об этом говорить. Рискнем, но будем осторожны. Лет через двадцать узнаем результат.

 

Узнав о сути нашего разговора, все согласились рисковать сознательно, сняв тем самым ответственность с наших ученых друзей...

 

...Поход прошел, как и предполагалось, но это уже другая история.

 

 

Категория: Cтатьи о вивах Закарпатья | Добавил: viv (31.08.2008) | Автор: И.В. Пташникова
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright VIV © 2024
Конструктор сайтов - uCoz